Лекотека — это форма социально — психологического, психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в возрасте от 3 до 11 лет с нарушениями развития для социализации и формирования предпосылок учебной деятельности.
Основные задачи Лекотеки:
— подбор индивидуальных техник формирования предпосылок к учебной деятельности ребенка;
— обучение родителей и других членов семьи методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
— проведение профилактической и психо — коррекционной работы с детьми и родителями при помощи игры.
В Лекотеке взаимодействие родителей с ребенком происходит при содействии и под руководством специалистов в игровой среде, эффективными игровыми методами.
Помещение Лекотеки оснащено игровыми материалами и оборудованием, расставленным определённым образом, т.е. распределённым по рабочим зонам:
-Зона сюжетно-ролевой игры.
В определённый момент своего развития у ребёнка возникает потребность примерять на себя различные роли в игре, отображая в них действия взрослых, их взаимосвязи и отношения. Проигрывание различных сказок, рассказов, своих придуманных сюжетов, а также распределение ролей позволяют ребенку с нарушениями в развитии овладевать развернутыми формами сюжетно-ролевой игры. В игре у ребёнка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок устанавливает различные варианты взаимосвязи социальных ролей.
— Зона дидактических игр (учебная).
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувствительный опыт. Это особенно важно для детей с нарушениями развития, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен и не обобщен. Дидактические игры способствуют общему развитию ребёнка, формированию его способностей, направлены на развитие познавательной деятельности детей. Одно из важнейших значений дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
-Зона творческого развития.
В тесной связи с развитием творческих способностей формируются разные стороны личности ребёнка. Для развития творческих способностей у детей с нарушениями
развития используются доступные им виды практической деятельности: рисование, пение, конструирование, игра на музыкальных инструментах, создание изображений с помощью разных видов мозаики. В ходе этой работы у детей формируются трудолюбие, ответственность, настойчивость в достижении цели, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.
Занятие любым видом творческой деятельности доставляет детям радость, создает положительный эмоциональный настрой, позволяет почувствовать себя успешным и полезным для других людей.
-Зона воды и песка.
Работа с песком дает возможность выразить все то, для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно не осознаётся. Песок является подходящим материалом для формирования перцептивных ощущений, сенсорного восприятия, мелкой моторики.
Работа с водой осуществляется с использованием различных ванночек, наполненных водой комнатной температуры. Вода способствует снижению эмоционального напряжения, созданию для ребёнка обстановки внешней безопасности и внутренней защищённости. Игры с песком и водой вызывают неповторимые тактильные ощущения.
Руководитель Лекотеки – Куприянова Ирина Сергеевна