Выбор методики воспитания детей – дело непростое. Существует множество различных методов и приёмов воспитания, поэтому определяются родители и педагоги, полагаясь, в основном, на свой собственный опыт, на личное представление о том, что будет благом для ребёнка. Обычно, когда речь идет о воспитании детей, то тут применима поговорка про метод «кнута и пряника». «Кнут» – это различного рода наказания, а «пряник» – это поощрения за хорошее поведение, похвала, позитивная «обратная связь».
К сожалению, подобное еще встречается в современном мире. Некоторые родители считают, что правильно воспитать детей можно только с помощью «кнута» (вернее, ремня), запугивания и физических наказаний. Ребенок, воспитанный под гнетом страха и физической боли с большой долей вероятности вырастет озлобленным, как на родителей, так и на весь мир, забитым, агрессивным, замкнутым и жестоким. Вряд ли он будет обладать способностью мыслить свободно и независимо, и отличаться особой креативностью (хотя, конечно, возможны исключения) В любом случае, ни о каком доверии и дружбе с родителями при использовании этого метода говорить не приходиться. Если ребенок действительно совершит что-то плохое (например, обидит девочку в классе и т.д.) то можно подумать о введении против него определенных санкций. Это совсем не обязательно должны быть угрозы и «кнут». Гораздо более действенным методом наказания для современных детей, чем запугивания и подзатыльники, может стать лишение компьютера и интернета на неделю, месяц и т.д. Получается, эффективность метода «кнута» весьма сомнительна, поскольку ребенок не будет совершать плохие поступки не потому, что будет осознавать их неправильность, а из-за страха получить физическое или моральное наказание. С помощью одних только «пряников» тоже вряд ли получится воспитать полноценную, гармоничную личность. При таком методе ребенок приучится совершать хорошие поступки только в том случае, если за этим последует определенное вознаграждение. Лучше уж дарить детям подарки без особого повода и на праздники, чем приучать их к товарно-денежным отношениям с родителями, при которых они будут «хорошими» только ради денег и различных семейных привилегий.
Метод кнута и пряника вряд ли можно назвать идеальным средством воспитания детей. Скорее, это похоже на некую дрессировку, в результате которой они приучаются делать что-то позитивное, и не делать негативное для того, чтобы получить «премию» или избежать наказания, а не в результате осознанного выбора. Реально ли воспитать гармоничную, независимую личность под страхом наказания, даже если оно чередуется с «сахарными пряниками»? Можно ли насильно сделать человека хорошим, или он должен сам все понять, и сделать свой выбор?
Сделать эффективным процесс понимания ребенком того, что такое хорошо, и что такое плохо можно и без «кнута» и «пряника». Самым распространённым способом воздействия взрослых на детей, их разум, чувства, волю считается беседа, убеждение. Недаром говорят, словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести. Убедить ребёнка в нужности, истинности чего-либо можно при помощи логичных рассуждений, примеров из реальной жизни, кино и литературы. Объяснять, аргументировать, выяснять причины тех или иных поступков детей — предполагается, что данный метод подходит для любого ребёнка, с любым характером, в любом возрасте. Главное, воспитателям необходимо быть убедительными, спокойными, уверенными Конечно, это гораздо сложнее, чем дать ребенку подзатыльник или вручить денежную премию за хороший поступок. Но кто сказал, что воспитание детей – это просто?
Когда ребенок станет достаточно взрослым, чтобы осознавать то, что он делает, ему нужно предоставить свободу выбора, чтобы он совершал хорошие поступки, и старался избегать плохих по собственной воле без какого-либо принуждения со стороны системы «кнута» и «пряника».
#путивоспитания#рекомендацииродителям#соцполитикаонлайн
Э.Ю. Медичи, педагог-психолог, отделения социальной помощи семье и детям КГБУ СО КЦСОН «Северный»