При поступлении в школу к ребёнку предъявляются определённые требования к знаниям об окружающем мире, умению управлять своими действиями, поведению и способностью взаимодействовать с другими людьми.
Дети с особенностями в развитии могут испытывать трудности в школе из-за множества причин как внешних, так и внутренних. Одной из таких причин является несовпадение темпа деятельности самого ребёнка с темпом работы класса в целом. В этом случае ребёнок либо не успевает за работой класса и теряет интерес в последующем к обучению, либо делает быстро и не готов ждать других, что обычно приводит к нарушению дисциплины, конфликтам.
Следующей причиной являются сенсорные впечатления, которые могут раздражать и даже пугать ребёнка. Например, некоторые дети не выносят, когда их руки испачканы чем-то. Такие дети на уроках технологии и изобразительной деятельности будут испытывать трудности, и заняты будут не работой по теме занятия, а своими переживаниями. Это же касается и взаимодействия со сверстниками. Множество посторонних шумов (скрип двери, шуршание тетрадей, чьи-то шаги в коридоре и т.д.) или зрительных впечатлений (пролетающая птичка или бабочка за окном, яркие рюкзаки, школьные принадлежности, игрушки, не убранные после перемены и прочее) будут отвлекать ребёнка от происходящего в классе.
При этом многие дети воспринимают полученную информацию по-разному. Некоторые дети хорошо понимают ту информацию, которая изображена и испытывают сложности с восприятием на слух, а некоторые наоборот. Многие не могут сориентироваться в том, что написано на доске или на какой-то из её сторон. А это значит, что часть материала будет упущена или не будет записано домашнее задание.
К тому же обучение в школьном классе требует от ребёнка гибко и быстро действовать в ответ на происходящие изменения. Например, выйти к доске, понять, что делать, если вдруг уроки закончились раньше, как быть, если потерял ручку.
И ещё одна причина – это необходимость удерживать внимание в течение 35-40 минут, в то время, когда внимание ребёнок удерживает по тем или иным причинам намного меньше.
В этом случае необходима не только специальная организация среды, но и целенаправленная специальная помощь взрослого. Важно формировать у ребёнка позицию школьника (побуждать интерес к школьной атрибутике, уметь принимать помощь взрослого и просить о ней и прочее).
Приучать ребёнка обходиться без помощи родителей. Общаться со сверстниками, на переменах. Самостоятельно решать возникающие трудности, контролировать своё поведение. Не менее важным является и формирование базовых общеучебных навыков. Ну и конечно же навыков самообслуживания – следить за своей одеждой. Внешним видом, школьными принадлежностями, самостоятельно надевать и застегивать свою одежду и обувь. Зная эти особенности, можно помочь своему ребёнку быть более успешным в адаптации к школьной жизни.
Карманова И.С.,социальный педагог