На дворе август, а это значит скоро в школу! Надеюсь, все хорошо отдохнули, получили много ярких положительных впечатлений и зарядились бодростью и хорошим настроением. Важно сохранять этот настрой весь будущий учебный год! Хочу поделиться с вами рекомендациями, как подготовится к новому учебному году без стресса.
Рекомендации психолога №1. Начинать подготовку к школе с приятных моментов очень хорошая традиция!
Вспомните вместе с ребенком самые классные моменты лета, сделайте коллаж из фото и повесьте на самое видное место в его комнате. Он будет помогать, ребенку, восстанавливать силы в трудные для него моменты. Чтобы снизить напряжение, в августе, по возможности, проводите больше времени с ребенком. Сходите в музей, погулять, в кино, на пикник. Если вам предстоит отпуск, то это будет самым замечательным началом учебного года.
Рекомендации психолога №2. Подарки к новому учебному году – залог хорошего настроения на весь учебный год!
Собрать ребенка в школу – эта нелегкая экономическая задача для семьи. Но решать ее лучше сообща. Исследуйте рынок товаров. Купить дешевле – это, безусловно, важно для экономики семьи, но гораздо важнее купит качественные вещи, которые будут нравиться ребенку и служить ему долго. Подумайте вместе с ребенком, что для него будет особенно ценным в новом учебном году: новый рюкзак, кроссовки для физкультуры из лимитированной серии, а может, подписка на онлайн-сервис с классными шаблонами для презентаций. Давайте ребенку самому выбрать себе школьную одежду и принадлежности, ведь это ему, а не вам носить их в течении года.
Рекомендации психолога № 3. Постепенно в течение месяца восстанавливайте школьный режим.
Постепенно поднимайте ребенка пораньше, чем допускалось это летом, постепенно приближая утренний подъем к школьному времени. Родителям очень важно тоже придерживаться подобного режима, так ребенок будет меньше чувствовать «несправедливость» по отношении к нему и испытывать чувство покинутости или брошенности, особенно это важно когда у вас ребенок младший школьник или подросток.
Рекомендации психолога № 4. Не спешите загрузить ребенка дополнительными занятиями.
Зачастую родители торопятся навесить на ребёнка всё и сразу — вместе со школой начинаются кружки, секции и репетиторы. Это путь к возникновению у ребенка стресса, невроза и депрессии. Переход от летнего отдыха к активной работе должен быть плавным. Допустимо в первый учебный месяц не посещать дополнительные занятия, к ним можно вернуться в конце сентября, когда у ребенка пройдет адаптация к школе.
Первые учебные дни (а иногда и недели) не мучайте себя и ребенка допросами: «Где пятерки? Что задали? Почему ты еще не сел за домашку?» Сконцентрируйтесь на его чувствах. Спрашивайте, что его тревожит, как там школьные друзья, не стали ли учителя немного добрее. Так создаются доверительные отношения — «мы на твоей стороне, и вместе справимся с чем угодно». Станьте опорой и надежным тылом для своего ребенка. Поддерживайте и сопровождайте — будьте рядом и помогайте. Вам сложно, но ему еще сложнее.
Рекомендации психолога № 5. Вспоминайте пройденную учебную программу постепенно.
Если ваш ребенок с трудом считает, читает или пишет, потому что забыл за лето как это делать, то начинать вспоминать школьную программу, лучше недели за две – три. Начните заниматься с 20-30 минут и постепенно доводите до 40 минут. Наберитесь терпения, напоминайте и рассказывайте ребенку, побуждайте его вспоминать, как же это все он делал в прошлом учебном году. Обязательно хвалите за то, что у него получилось хорошо. В этом случае лучше выстраивать договорные и доброжелательные взаимоотношения, строгость лучше использовать в редких случаях, а вот системность и постоянство требований со стороны родителей к занятиям, поможет ребенку сконцентрироваться на повторении школьного материала.
Рекомендации психолога № 6. Обращайтесь к психологу, если понимаете, что сами не справляетесь с предшкольным стрессом.
Если вы соблюдаете все вышеперечисленные рекомендаций, но чувствуете, что у ребенка присутствует стойкое нежелание идти в школу, у вас «пошаливают нервы», напряжение растет, а выхода из данной ситуации не видно, то необходимо обращаться за помощью к психологу. В данной ситуации специалист поможет вам найти положительное решение и создать благополучную ситуацию для вас и ребенка.
Что бы ни происходило, демонстрируйте буддийское спокойствие и готовность поддержать ребенка в любой ситуации. Учеба — это очень важно, но хорошие отношения с собственным ребенком гораздо важнее.
Вне зависимости от возраста, ключевой посыл, который необходимо транслировать ребенку таков: «Ты — это не твои оценки, мы любим тебя просто так. Если тебе нужна помощь, то мы всегда рядом».
Давыдова Елена Александровна, педагог-психолог КГБУ СО «КЦСОН «Северный»