О чем молчит неговорящий ребёнок

Вашему ребенку скоро 3 года, а он молчит, отворачивается, когда его спрашивают «как тебя зовут». В активе только «мама, папа, би-би», да еще несколько слов. Речь носит лепетный характер, а должна быть уже фраза и словарный запас 1,5 тысячи слов.

Ребенок называет одним словом разные предметы, например «кика» – это и кошка и конфета и пирамидка; мычит или показывает пальцем если что-то нужно. Неговорящий ребёнок – это ребёнок, который не пользуется речью по ее основному назначению, не может выразить свои потребности, не относит слова и предложения к конкретным ситуациям и предметам.

Портрет неговорящего ребёнка

– Ребёнок полностью молчит

– В речи ребёнка присутствует только лепет, интонированные вокализации

– Ребёнок использует отдельные слова или звукоподражания

– Ребёнок в активном словаре имеет много слов, но не строит простую двусловную фразу, его никто не понимает, кроме членов семьи

– Ребёнок может пользоваться развернутыми фразами, однако формулирует их не сам, а лишь повторяет за другим человеком.

В активном словаре неговорящего ребенка бывает примерно 5-10 слов (слоговых комплексов), реже до 25 словесных единиц. Родителям нужно выяснить уровень понимания речи своего малыша, то есть его пассивный словарь. Известно, что ребенок может заговорить лишь при достаточно хорошем уровне понимания речи.

Если у малыша достаточно высокий уровень понимания речи, то главная наша задача — вызывание любых звуко-речевых проявлений, т.е. «разговорить» ребенка.

Чтобы понять, имеется ли отклонение, нужно знать нормы развития речи.

Первые слова в лексиконе ребенка появляются примерно с 8 до 12 месяцев. С данного возраста родители могут слышать так называемые лепетные слова. До этого наблюдаются гуление, лепет.

Обратите внимание на то, что девочки развиваются быстрее мальчиков. У них речь формируется раньше, но не во всех случаях. Всё индивидуально.

В начале второго года жизни у ребенка, при условии гармоничного развития, формируется словарный запас – около 10 терминов. Это не означает, что малыш легко должен произносить трудные слова. Допустимы упрощенные сокращенные варианты: «ням», «ма», «гав» − вместо «кушать», «мама», «собака».

До 1 года 8 месяцев словарный запас у малыша составляет до 200 слов. Это не означает, что ребенок разговаривает, используя всё, что знает. Большинство слов малыш не может произнести. Они для него слишком трудные, либо нет необходимости в использовании части лексикона. Поэтому применяется такой термин, как активный словарный запас. В него входит 10-20 слов, которые малыш использует и повторяет регулярно.

Пассивный запас – это те слова, которые ребёнок воспринимает. Например, родитель говорит: «Покажи тигра». И ребенок ищет полосатое животное на картинке или среди игрушек. Но само слово «тигр» он произнести не может. Это хороший показатель. Хуже, когда ребенок не понимает обращенную речь, не реагирует на вопросы. Значит, есть проблема, требуется обследование и, возможно, лечение.

Когда говорят о речи ребенка в два года, считается нормой фразовая стадия. Малыш добавляет к существительным глаголы:

  • «мам, дай»;
  • «па ди» − «папа иди» и так далее.

Постепенно ребенок объединяет слова, которые запомнил, в мини-предложения.

После двух лет ребенок начинает постоянно говорить, складывая слова в предложения. Его общий запас увеличивается до 1200. Это не значит, что малыш разговаривает, используя всё, что знает. Но он всё понимает, выполняет просьбы, старается ответить на вопросы, которые задают взрослые и так далее.

Период от 2 до 2,5 лет очень важный. В это время нужно следить за речью малыша. Если в два года нет фразовой речи, то можно говорить о задержке. Но врачи обычно не торопятся ставить такой диагноз. Маленькие дети могут за 6 месяцев довольно сильно продвинуться в развитии. Неговорящий ребенок вдруг начинает использовать несколько десятков слов, всё понимать, хотя раньше с этим были проблемы. Такие диагнозы, как ЗПР и ЗРР, специалисты не спешат ставить до трехлетнего возраста.

Обратите внимание, что в каждом случае необходимо обследование. Ставить диагноз и лечить должен врач. Родители в домашних условиях могут только лишь отметить для себя, что у ребенка плохая речь. Не нужно паниковать, ставить под сомнение интеллект сына или дочери, думать, что есть проблемы с умственными способностями.

Когда появляются какие-то подозрения, лучше обратиться к специалисту, но не к логопеду, как многие думают, а к нейропсихологу или педиатру. В возрасте 2-3 лет это можно делать, консультация не будет лишней.

Логопед работает над речью, занимаясь артикуляцией, произношением, движениями языком, челюстями. Нейропсихолог специализируется на проблемах, причины которых скрыты в психической сфере.

На что родителям нужно обратить внимание:

  • В 2-4 месяца нет гуления;
  • В 8-9 месяцев от ребёнка не слышно лепета и других звуков;
  • В 1,5 года малыш не произносит простых звуков;
  • Добивается всего только плачем, не использует слова и жесты, чтобы получить желаемое;
  • После 2 лет малыш не говорит новые слова, не связывает их в предложения.

Все эти симптомы являются показанием для обращения к специалистам.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕОБХОДИМО:

– обследовать слух,

– пройти полное неврологическое и нейропсихологическое обследование,

– проконсультироваться с психологом.


Когда нужна помощь специалиста?

Если кратко: всегда. Когда родители заметили какое-то отклонение, или им кажется, что что-то идет не так, лучше сходить на прием к доктору, который осмотрит ребенка, проведет необходимое обследование и даст свое заключение. Это поможет своевременно заняться лечением.

Особенно следует насторожиться, если малыш:

  • не обращает внимания на речь родителей;
  • не смотрит в глаза;
  • повторяет однообразные движения.

Это симптомы не просто задержки речевого развития, а проявления задержки психологического развития. К этой проблеме нужно относиться серьезнее. Требуется другое лечение.

Что можно сделать в домашних условиях, чтобы развивалась речь ребёнка:

  1. Самый простой способ преодоления и даже профилактики проблемы – чтение вслух. Ребенок должен слышать речь, чтобы осваивать навык.
  2. Другой эффективный метод, судя по отзывам специалистов, для развития разговорных навыков – дидактические игры: кубики, сортеры, карточки.
  3. Пение песен.
  4. Просмотр мультфильмов, но ограниченно. Нужно не просто смотреть, а проговаривать имена персонажей, комментировать то, что происходит.
  5. Доказана связь мелкой моторики с развитием речи, поэтому, упражнения с пальчиками тоже помогут (застегивание пуговок, шнуровка, лепка из теста и т.д.).

Постоянная ссылка на это сообщение: https://mbukcson.ru/2024/05/29/%d0%be-%d1%87%d0%b5%d0%bc-%d0%bc%d0%be%d0%bb%d1%87%d0%b8%d1%82-%d0%bd%d0%b5%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%be%d1%80%d1%8f%d1%89%d0%b8%d0%b9-%d1%80%d0%b5%d0%b1%d1%91%d0%bd%d0%be%d0%ba/