“Прививка от неудач”

Как помочь ребенку поверить в себя или «прививка от неудач».

     Родители, уделяя большое внимание успеваемости своих детей, считают, что именно хорошие оценки помогут им в дальнейшем стать успешными в жизни, сделать неплохую карьеру, избежать трудностей и неудач. Конечно, хорошее образование всегда было залогом достойной жизни, но есть и другие факторы, не менее влияющие на становление личности. И один из таких факторов – самооценка ребенка. Каждый человек наделен индивидуальными особенностями и уникальными способностями, делающими его не похожим на других. От того, какой образ «Я» утвердится в ребенке с детства, будет зависеть его будущее, успех не только в личной, но и во всех остальных сферах жизни. Как повысить самооценку ребенка? Этот вопрос становится все более актуальным для большинства современных родителей.

Почему мой ребенок не верит в себя? Что можно сделать, чтобы ему помочь?

1. Не сравнивайте его с другими. «Не сравнивайте себя с другими, иначе вы будете страдать или от зависти, или от гордости», – говорили мудрецы. Взрослые часто сравнивают своих детей то с соседскими ребятами, то с героями книжек, то с самими собой в детстве. Чтобы сформировать у ребенка правильное отношение к себе и другим, надо научить его ценить себя как личность и тогда он сможет поверить в себя.

2. Хвалите Похвала – очень эффективный способ поощрения хорошего поведения. Похвала нужна ребенку для того, чтобы он развивался, хотел познавать мир и всему учиться. «Какой же ты молодец!» -именно этих слов ждут дети от своих родителей. Хвалить необходимо предметно, за конкретное дело и как можно чаще. Причем можно похвалить за то, что сегодня получается немного лучше, чем вчера. За то, что почти получилось. Хвалить даже за то, что не получилось, но ребенок очень старался.

3. Приучайте к ответственности! Соберитесь на семейный совет и распределите обязанности по дому. Важно договориться о том, кто что делает и предоставить свободу самоорганизации: то есть не нужно стоять над душой и напоминать о том, что пора мыть посуду или гулять с собакой. За ребенком важно закрепить то дело, которое ему по плечу, по душе и по возрасту и предложить самому помнить о его выполнении

4. Спрашивайте иногда у ребенка совета и помощи. Обращаясь за советом к ребенку, пусть даже по незначительному вопросу, родители повышают его значимость в собственных глазах. Ребенок становится более уверенным и ответственным, не только по отношению к себе, но и к другим членам семьи. Чаще соглашайтесь с ним. Говорите: «Да, ты прав» или «Да я согласен с твоим мнением». Это очень важно для развития в нем самоуважения.

5. Не делайте за него то, что он может сделать сам! Есть такое понятие «синдром выученной беспомощности». Им страдают многие взрослые, которые боятся делать что-то самостоятельно и ищут помощи даже в элементарных вещах. Чтобы развить самостоятельность, логично ребенку давать больше делать самому и похвалить за старание. Позволяйте ему самому решать проблемы там, где это возможно.

6. Поощряйте в ребенке инициативу. Как можно повысить самооценку ребенку, если обрывать его инициативу? Надо поощрять фантазии ребенка или желание что-то сделать. Зачастую такие желания необходимо аккуратно корректировать, но перечеркивать их нельзя. Помогайте ребенку разбивать большие задания на более мелкие задания, с которыми он сможет справиться. Помните о прошлых удачах и постоянно возвращайте ребенка к ним, а не к ошибкам.

7. Поддерживайте его. В психологической поддержке матери и отца дети нуждаются даже больше, чем в похвале. В общении с ним необходимо учитывать значения таких вещей, как тон, жесты, улыбка. Почаще прикасайтесь к ребенку. Погладьте его иногда по голове, когда он делает уроки, а папа пусть пожмет ему руку и обнимет. Говорите, что любите его – эти самые главные слова нужно не просто говорить, но и подтверждать настоящими действиями: чаще проводить время вместе, устраивать походы и праздники. Откликайтесь на поступки и события в его жизни – радостью, грустью, сочувствием, выслушивайте и старайтесь понять. Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, положительных сторон. Ребенок, которого любят, чувствует, что его принимают и что он становится частью чего-то большего, чем он сам себя считает, – семьи, общества, планеты, вселенной. Это ощущение масштаба рождает в нем ответственность, целеустремленность и веру в себя.

Педагог-психолог, Медичи Эвелина

Постоянная ссылка на это сообщение: https://mbukcson.ru/2023/01/23/%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b2%d0%b8%d0%b2%d0%ba%d0%b0-%d0%be%d1%82-%d0%bd%d0%b5%d1%83%d0%b4%d0%b0%d1%87/